Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гаврас коста

Энциклопедический словарь

ГАВРАС Коста - ГА́ВРАС Коста (наст. Константин Гавровский, Costa Gavras) (р. 13 февраля 1933, Афины), греческий кинорежиссер русского происхождения.

Учился в Сорбонне (см. СОРБОННА), затем получил высшее кинематографическое образование в институте ИДЕК в Париже. Был ассистентом режиссеров Р. Клера (см. КЛЕР Рене), А. Вернея, Ж. Деми (см. ДЕМИ Жак), Р. Клемана (см. КЛЕМАН Рене). В 1965 дебютировал как режиссер, экранизировав детектив Себастьяна Жапризо «Убийцы в спальных вагонах» (Compartiment Tueurs). Детективно-криминальная, напряженная интрига присутствует в большинстве других фильмов Косты Гавраса, в том числе основанных на документальных материалах. Мировую славу он получил как мастер политически ангажированных лент, которые пытались использовать в своих целях режимы разной ориентации. Когда режиссер рассказывал о диктатурах в Греции в фильме «Дзета» (Z, 1969, премия на Каннском кинофестивале (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) и «Оскар (см. ОСКАР (в кино))» за лучший иноязычный фильм), в Уругвае - в фильме «Осадное положение» (Etat De Siege, 1973), в Чили - в фильме «Пропавший без вести» (Missing, 1981, США, главный приз Каннского кинофестиваля 1982 и премия «Оскар») или о режиме Виши в годы оккупации Франции - в фильме «Специальный отдел» (Section Speciale, 1975, приз Каннского кинофестиваля), Коста Гаврас активно поддерживался в СССР. Но его картина «Признание» (L"aveu, 1970, с участием Ива Монтана (см. МОНТАН Ив)) по автобиографическим запискам Артура Лондона, члена правительства Чехословакии и одного из обвиняемых по делу Сланского 1951 года, вызвала раздражение у советских властей.

Но в своих фильмах режиссер целен и бескомпромиссен, поскольку ему важен не столько политический аспект событий, сколько гуманитарный пафос, интересен человек, сталкивающийся с проявлениями тоталитарной власти, как бы она ни называлась - режим «черных полковников», гитлеровский фашизм, сталинский социализм, латиноамериканская хунта. Как неравнодушный художник, принимающий близко к сердцу чужую боль, он одержим стремлением отстаивать права человека, гуманное отношение и терпимость к каждой индивидуальности. Даже в более камерных лентах, таких как «Ханна К.» (Hanna K., 1983, США); «Предательство» (Betrayed, 1988, США); «Музыкальная шкатулка» (Music Box, 1989, США, главная премия Берлинского кинофестиваля (см. БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1990); «Маленький апокалипсис» (Le petit apocalypse, 1992) Коста Гаврас показывает, как история, политика, общество, институты власти, партии влияют на судьбу частного человека.

Будучи гражданином мира и снимая кино в разных странах, Коста Гаврас получил признание как космополитический в лучшем смысле слова, истинно гуманистический художник, которого волнует глобальная борьба добра со злом, а не одни лишь политические страсти. Словно вопреки названию его раннего детектива «Один человек лишний» (Un Homme De Trop, 1967), никто из героев не является для этого постановщика лишним и посторонним.

Полезные сервисы